» » С вершины Эльбруса

С вершины Эльбруса

размещено в: Без рубрики | 0

Идея полета с  высочайшей вершины Европы Эльбруса пришла  спортсменам Ставропольского краевого дельтапланерного клуба в1991г., которые одними из первых в стране освоили, тогда еще новый вид сверхлегкой летной техники параплан. Мы в то время  не имели надежной парапланерной техники и опыта полетов в  горах. Парапланы шились из ткани Лаке или Болонья.

В 1992г.  начались поиски спонсоров. Большое спасибо Павлу Николаевичу Делиергиеву, в то время начальнику СКДК, который поначалу возглавил штаб этой акции. Ему удалось найти спонсоров: АО «Лора» руководитель Сергей Сумин и страховая компания «Русский стиль», которые взялись за воплощение идеи в жизнь. Был подготовлен проект «Вершина». В дальнейшем к проекту подключился Ессентукский аэроклуб, возглавляемый Ярославом Николаевичем Костюченко. Было решено расширить акцию и  не только лететь на парапланах, но и произвести парашютные прыжки на обе вершины Эльбруса. Создали две команды парапланерную, в которую вошли Рамиль Якупов, Илья Смоляков, Сергей Дулин, Виктор Янченко и Илья Гаврилов и парашютную в составе: Мекер Балаев, Исмаил Геттуев, Евгений и Александр Клеповы, Вячеслав Мисник, Сергей Шевченко и Олег Бунеев.

Начались тренировки. Парашютисты выполняли прыжки с больших высот в теплой одежде с применением кислородного оборудования и приземлением на вершины Бештау и Юцы. Много было интересных случаев,  связанных с этими прыжками. При прыжках на Бештау с высоты более 4-х тыс. метров, пролетая через слой облачности, многие парашютисты поняли, что на вершину не попадают. И Слава Мисник приземляется на Иноземцевском кругу в июле, в зимней ватной одежде с кислородным оборудованием и на американском парашюте «Парафоил». Когда к нему подбежали любопытные местные жители, он естественно решил подшутить и на ломаном русском языке спросил: «Это есть Россия». Шутка закончилась разбирательством в отделении милиции.

А парапланеристы тренировались в горах, осуществляя полеты в Домбае, Архызе и Приэльбрусье. Был приобретен огромный опыт горных полетов.

Очень большой проблемой для осуществления нашей идеи было правильно подобрать сроки, так как на вершине Эльбруса редко бывает погода  со слабым ветром. Проведя анализ погодных условий, решили, что больше всего подходит начало августа.

 

Штабом акции была поданы заявки на регистрацию рекорда в книги

« Рекордов Гиннеса» и «Рекордов Диво». Были приглашены корреспонденты многих ведущих средств массовой информации.

В конце июля 1993г. мы выехали в Приэльбрусье для адаптации и    проведения заключительных тренировок. Были произведены  прыжки и полеты с посадкой на футбольное поле гостиницы «Иткол». Парапланеристы для выполнения полетов пешком поднимались на склоны Иткола и Чегета.

Также все должны были пройти тестовые испытания в барокамере для подготовки космонавтов, которая находилась в Чегеме, с резким подъемом до высоты 11000м. и спуском до 1000м., но парапланеристы задержались на старте г.Чегем, ожидая погоду и опоздали, поэтому барокамеру прошли только парашютисты и руководитель полетов.

Утром 3 августа выехали  на Приют 11, для адаптации на высоте. Днем осуществляли  пешие подъемы до скал Пастухова. Пилоты и парашютисты чувствовали себя нормально, чего не скажешь о многих корреспондентах, которые подхватив горняшку, чувствовали себя скверно. Весь день была плохая погода, дул сильный ветер, а к вечеру ниже нас шла  гроза. Но прогнозы на 4-е были хорошими. Вечером собрались на предварительную летную подготовку.  Руководитель полетов Александр Константинович Загуменный заявил, что основная задача — это прыжки парашютистов, а парапланеристы встают на второй план, на что я  и Виктор Янченко заявили, что мы поднимемся пешком и все равно осуществим свою мечту. После долгих споров, все таки решили, что нас завезет вертолет, но только после прыжков парашютистов.

Настало утро 4 августа. Оно нас встретило прекрасной ясной погодой, только ниже нас внизу зарождалась облачность. Сперва парашютисты осуществили прыжок на «Приют 11». После удачного приземления на вертолете улетели на базу «Иткол» для укладки парашютов. Мы были в ожидании. И вот нам сообщили по рации, что вертолет с парашютистами взлетел для выполнения основной задачи. За нами тоже прилетел вертолет, который взял на борт парапланеристов, спасателей и операторов. Через минут 10 мы уже были над восточной вершиной Эльбруса. Вертолет завис на полуметре и мы десантировались. Температура наверху была -29. К сожалению ветер начинал раздуваться. Мы сперва прошли на восточную сторону вершины, где встретили альпинистов и к большому удивлению немца, поднявшегося с парапланом для того чтобы сфотографироваться на вершине. На наше предложения составить нам компанию и полететь он покрутил пальцем у виска и сказал, что он не  самоубийца. Ветер дул с запада, что не давало возможности осуществить полет с благоприятного старта. Пришлось переходить на западную сторону, с которой для полета в Приэльбрусье нужно лететь через седловину в роторах. Начали раскладываться, ветер уже превышал 8м/с, что для осуществления полета было более чем придельным. По рации слышим переговоры пилота вертолета, поднимающего парашютистов и Руководителя полетов, что набрана необходимая высота и готовятся к выброске. В это время Илья Смоляков готов и стартует первым, ему помогают спасатели. Взлетел успешно. Следом стартую я. Спереди за подвеску придерживают спасатели. Поднимаю параплан, взлетаю и по тени вижу, что у меня раскрывается спасательный парашют. Доли секунд и я уже спускаюсь на нем на склоны Эльбруса метров на 60 ниже вершины. Понимаю, что это спасатели придерживая меня при старте, выдернули кольцо парашюта. Обидно до слез, что делать дальше? Как лететь без спасательного парашюта, как быстро подняться на вершину с распущенной запаской и парапланом, который надо бы сложить? А ветер усиливается на глазах. Вижу, что взлетел Виктор Янченко. Ко мне спускаются спасатели. Когда они подошли прошу у них нож, чтобы отрезать уздечку парашюта от подвески, понимая что открутить замки на морозе не получиться.  Отрезаю и прошу помочь как можно быстрее подняться  наверх со всем этим оборудованием. Не знаю откуда брались силы, но очень быстро поднимаюсь на вершину и раскладываюсь. Вижу Сергей Дулин и Илья Гаврилов до сих пор не смогли взлететь из-за сильного ветра. На доли секунды подстих порыв ветра и я благополучно стартую. Подо мной открывается все величие Кавказских гор!  По рации слышу, что Илья Смоляков сел на «Приют 11», а парашютисты благополучно приземлились. Отлетев немного от вершины поворачиваю  и лечу через седловину на восток в сторону приюта. Вижу, что внизу уже образовалась плотная облачность, но есть еще небольшие дырки. Принимаю решение лететь вниз, без спасательного парашюта жутковато, но очень хочется приземлиться около гостиницы «Иткол». Нахожу побольше дыру в облаках и скручиваюсь вниз. Сильно болтает и кажется толщина облаков бесконечная, но минут пять спуска крутыми спиралями и я уже под облаками. Прекрасно вижу по ущелью гостиницу «Иткол», но до нее еще надо долететь. Слышу Виктор Янченко сел около Чегета. Под облаками уже местами есть термическая активность и мне по пути удается подкрутить высоту. Поняв, что высоты уже вполне хватает, чтобы долететь до гостиницы беру курс на цель. Сбрасываю высоту и произвожу посадку прямо у ступенек гостиницы, где меня встречает Олег Бунеев, который осуществлял прыжок только на «Приют11». Мечта сбылась! Далее нас ждет банкет, интервью  корреспондентам и масса поздравлений.

Уже поставили 5 звёзд?
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (9 голосов, оценка: 4,67 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *