
Организационные и методические указания
Данная программа разработана на основании Руководящих документов,регламентирующих летную работу в клубах СЛА, ПП АП на СЛА 2004г,а также накопленного опыта в организациях ОФ СЛА России в области подготовки авиационного персонала сверхлегкой авиации (АП СЛА).
Программа является основным документом для обучения курсантов,в соответствии с которым осуществляется допуск к полетам и предусматривает подготовку до уровня выполнения самостоятельных полетов по кругу, с получением летной книжки с соответствующими допусками.
Перечень дисциплин и расчет времени на теоретическую и летную подготовки:
- Воздушное право (4часа).
Основные положения международного воздушного права.
Документы,регламентирующие летную работу на СЛА.
2. Практическая аэродинамика(8часов):
Аэродинамические характеристики СЛА:
-основные аэродинамические характеристики;
-аэродинамические характеристики силовой установки;
-влияние атмосферных условий на аэродинамические характеристики СЛА;
Динамика полета:
-взлет;
-набор высоты;
-горизонтальный полет, дальность и продолжительность полета;
-снижение;
-посадка.
-влияние различных факторов на взлетно-посадочные характеристики СЛА.
Устойчивость и управляемость СЛА:
-общие сведения о равновесии,устойчивости и управляемости СЛА;
-продольная устойчивость и управляемость;
-боковая устойчивость и управляемость;
-факторы, влияющие на устойчивость и управляемость СЛА.
Полеты в особых условиях и особых случаях:
-особенности полета СЛА в зонах болтанки,сдвига ветра,осадков;
-особенности полета при отказе двигателя,потере устойчивости и управляемости СЛА.
3.Авиационная метеорология(4часа).
Основы практической метеорологии:
-метеорологические элементы и их влияние на полет СЛА;
-термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СЛА;
-опасные для полетов СЛА метеорологические явления,особые условия погоды.
4.Конструкция и эксплуатация СЛА(6часов).
Конструкция СЛА и его летная эксплуатация.
Компоновка и основные конструктивные элементы СЛА,основные геометрические данные СЛА.
Прочность конструкции и ее элементов.
Летно-технические характеристики эксплуатационные ограничения СЛА.
Конструкция и эксплуатация силовой установки.
Характерные признаки повреждения и дефектов.
Конструкция авиационного и приборного оборудования.
Допуск СЛА к полетам.
Техническая эксплуатация и техническое обслуживание СЛА.
Техническая документация и порядок ее ведения.
Средства спасения.
5.Летная подготовка(12часов).
Пилот СЛА должен пройти общую летную подготовку и получить практический опыт,необходимый для самостоятельного пилотирования СЛА данного класса и эксплуатации его оборудования такой степени,чтобы обеспечить безопасное выполнение полетов. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства кандидат проходит подготовку под руководством уполномоченного пилота-инструктора по утвержденной программе. При этом должно быть обеспеченно получение курсантом эксплуатационного опыта на уровне требований, предъявляемых к пилоту СЛА в следующих областях:
-планирование полетов и предварительная подготовка;
-предполетная подготовка,включая расчеты,осмотр СЛА,подготовку к использованию приборов и оборудования;
-процедуры запуска силовой установки;
-руление,взлет и посадка;
-маневрирование в пределах установленных ограничений СЛА,данного класса и типа;
-порядок действия в особых случаях;
-соблюдение правил воздушного движения.
Перечень упражнений по задаче № 1
(подготовка и выполнение первого самостоятельного вылета)
№
упр. |
Задача и упражнение | Сиденье | Время
полета (мин) |
Кол-во
Полетов |
Высота
(м) |
Приме-чания |
1а | Отработка руления | 2-1 | ||||
1 | Ознакомительный полет | 2 | 15 | 2 | 100-200 | |
2 | Вывозной полет в зону (по большому кругу) для обучения элементам техники пилотирования со второго сидения | 2 | 15-20 | 8 | 100-200 | |
3 | Вывозной полет по кругу для обучения взлету, построению маршрута, заходу, расчету и посадке со второго сидения | 2 | 5 | 15 | 50-100 | |
4 | Контрольный полет для проверки освоения элементов техники пилотирования, взлета и посадки со второго сидения | 2 | 20 | 1-2 | 100-200 | |
5 | Вывозной полет в зону для обучения
элементам техники пилотирования с первого сидения |
1 | 15-20 | 1-2 | 100-200 | |
6 | Вывозной полет по кругу для обучения взлету, построению маршрута, заходу, расчету и посадке с первого сидения | 1 | 5 | 15 | 200-300 | |
7 | Вывозной полет по кругу для обучения исправлению отклонений в расчете и на посадке, уходу на второй круг | 1 | 5 | 5 | 100 | |
8 | Вывозной полет по кругу для обучения взлету, построению маршрута и посадке с боковым ветром | 1 | 5 | 5 | 100 | |
9 | Контрольно-вывозной полет для обучения действиям в особых случаях:
при отказе двигателя, оборудования, управления, закрытии и смене старта |
2
1 |
10
10 |
2
5 |
200-300
200-300 |
|
10 | Контрольно-вывозной полет в зону для ознакомления с пилотированием на минимально- и максимально- допустимых скоростях, кренах, углах набора и снижения, и обучения действиям по выводу СЛА в запланированный режим полета | 1 | 15 | 5 | 300 | |
11 | Шлифовочные, контрольные и зачетные полеты по кругу | 1 | 5 | 20 | 100 | |
12 | Первый самостоятельный вылет | 1 | 5 | 3 | 100 |